ХУДОЖНИК ВМЕСТО ИСКУССТВА

К статье «Модернизм как явление современной буржуазной идеологии»


В результате последовательных формалистических экспериментов искусство так называемого «авангарда» приходит к отрицанию объективных элементов художественного творчества, связанных с воспроизведением окружающего мира. Рисунок, светотень, колорит — все эти требования уходят в прошлое. Остается только выражение художником своей воли, своей личности. Этот новый субъективный критерий ведет к тому, что изображение мира заменяется сначала беспредметными композициями, а затем комбинациями из самих предметов, выбранных художником. Изобретателем этого метода, нашедшего бурное развитие в современном поп-арт и так называемом «новом реализме», считается Марсель Дюшан (р. 1887). Но та же логика ведет к дальнейшим выводам. Если главное — это художник, а не его изображение жизни, то в конце концов он сам становится последним произведением искусства.

«Смотрите

на меня, этого достаточно», 1970. Париж. Выставка в галерее Даниель Тамплон

На репродукции, взятой из парижского еженедельника «Ле летр франсез» от 7 октября 1970 года, где этот новый поворот коллективного бреда рассматривается с полной серьезностью, перед нами художник Бен, родом из Ниццы, известный как организатор хеппенингов и других демонстраций «современного искусства». На своей первой парижской выставке Бен выставил самого себя: «Смотрите на меня, этого достаточно», — гласит плакат, который он держит в руках.

Представьте себе, что общая идея искусства Бена, которое он называет «тотальным искусством», это — правда. Художник, утверждает он, творит новое, следуя тайному стремлению к господству (нечто из области ницшеанства и фрейдизма). «Новое в творческом индивиде есть результат интеллектуальной агрессии. Все новое создается только с целью превзойти других». Если речь идет об искусстве такого сорта, которое предлагает зрителям Бен, эти слова до некоторой степени справедливы. Но раскрытие подобной правды может быть либо критикой, либо цинизмом. Бен приближается к последнему. С точки зрения его сомнительной философии, человек, оправляющий свои естественные надобности на глазах у публики, стоит за правду, а тот, кто стесняется этого, — лжец. «Тотальное искусство» Бена состоит в том, что «все есть искусство». Нельзя отрицать логической последовательности в подобных выходках модернистов последней генерации, но весь этот фарс имеет значение только в качестве наглядного доказательства ложности их исходного пункта. Если действительно в искусстве важно не изображение, а субъективная «художественная воля» его создателя, то — «смотрите на меня, этого достаточно».

 

Назад Содержание Дальше